Fork me on GitHub

С++ (18+) для микроконтроллеров - разведка боем

Большинство С++ программистов не знают, что делает большинство С++ программистов. — Андрей Александреску

Программы для микроконтроллеров де-факто пишутся либо на Си либо на ассемблере. Си это процедурный язык программирования со статической слабой типизацией, обладающий простым и понятным синтаксисом, высокой переносимостью (в сравнении с ассемблером), он хорошо подходит для системного программирования и в конце-концов успешно прошел испытание временем. И если у Си всё так хорошо, зачем все ведущие производители микроконтроллеров (PIC32, MSP430, AVR) дружно подтянули в свои инструментарии для разработчиков C++ компиляторы ? В отличие от своего предшественника Си, C++ декларирует поддержку различных парадигм программирования - процедурное, объектно-ориентированное (ООП), обобщённое (шаблоны). Вместе с тем C++ не является серебряной пулей для решения проблем своего предшественника - ручное управление памятью по-прежнему на плечах программиста. C++ добавляет к Си объектно-ориентированные возможности - вводятся классы, которые обеспечивают три самых важных свойства ООП: инкапсуляцию, наследование и полиморфизм. ООП при грамотном использовании призвано повысить производительность труда программистов, чему посвящено немало различной литературы на любой вкус и цвет.

screenshot

Запускаться будем на микроконтроллерах MSP430, компилятор как обычно на сайте производителя. MSP430 — семейство 16-разрядных микроконтроллеров фирмы «Texas Instruments», которые имеют фон-Неймановскую архитектуру с единым адресным пространством для команд и данных (для сравнения у Microchip PIC и Atmel AVR Гарвардская архитектура).

C++ в большинстве случаев обратно совместим со своим предшественником, так что поначалу всё выглядит как в старом добром Си и совсем нестрашно. Частота микроконтроллеров MSP430 задаётся программно и может меняться в процессе выполнения для снижения энергопотребления. Сетка частот встроенного тактового генератора описана в документации - регистры RSEL служат для грубой настройки, DCO для более точной. Микроконтроллер msp430f1611 имеет шесть восьмибитных портов ввода-вывода, а шесть делится на три и получаем 16 RGB светодиодов.

elf | MSP430.js | исходники

main.cpp

/*
reset && (export GCC_DIR=~/ti/msp430_gcc ; 
    $GCC_DIR/bin/msp430-elf-c++ \
    -I $GCC_DIR/include -L $GCC_DIR/include \
    -Werror -Wall -mmcu=msp430f1611 -O2 *.cpp)
*/

#include <msp430.h>
#include "app.h"

int main(void) {
    WDTCTL = WDTPW | WDTHOLD;     // Stop watchdog timer

    // DCO = 3, RSEL = 0, f = 0.13 MHz
    DCOCTL = /* DCO2 + */ DCO1 + DCO0; 
    BCSCTL1 = XT2OFF /* + RSEL1 + RSEL0 + RSEL2 */;

    constexpr auto O = 0;

    P1OUT = O; P2OUT = O; P3OUT = O; P4OUT = O; P5OUT = O; P6OUT = O;
    P1DIR = P2DIR = P3DIR = P4DIR = P5DIR = P6DIR = 0xFF;

    return app::run();
}

Тут в коде три интересных момента, касающихся С++:

  • constexpr - константа на этапе компиляции, в отличие от const не занимает физический адрес в памяти

  • auto - автоматическое выведение типа на этапе компиляции исходя из присваиваемого значения

  • app::run() - вызов метода из пространства имён app

app.h

namespace app {
    int run();
}

app.cpp

#include <initializer_list>
#include "rgb.h"

namespace app {

    int run() {

        // rgb_strip: default initialization
        rgb::RgbStripLayer rgb_strip;

        constexpr auto colors = {
            rgb_strip.RED,    rgb_strip.GREEN,
            rgb_strip.BLUE,   rgb_strip.YELLOW,
            rgb_strip.VIOLET, rgb_strip.CYAN,
            rgb_strip.WHITE,  rgb_strip.BLACK
        };

        for (;;) {
            for (const auto& c : colors) {
                for (auto& m : rgb_strip.mem) {
                    m = c;
                    rgb_strip.flush();
                    __delay_cycles(10000);
                }
            }
        }
        return 0;
    }
}
  • функция run находится в пространстве имён namespace app - в пределах одного пространства имён идентификаторы (имена) должны быть уникальны, тогда как один и тот же идентификатор может быть определён в нескольких пространствах имён

  • для переменной rgb_strip отсутствует выражение инициализации и поэтому происходит инициализация по умолчанию - для классов, структур и объединений это инициализация с помощью конструктора по умолчанию (до классов мы ещё дойдём)

  • цикл по контейнеру for (const auto& c : colors) позволяет пройтись по всем элементам без явного указания индекса и стало быть без ошибок, связанных с неправильным индексом за пределами контейнера

  • С++ даёт возможность программисту избегать лишних звёздочек - доступ к переменным по ссылке auto& c обычно безопаснее и более строго проверяется компилятором чем через разыменовывание указателя в стиле Си

hal.h

#include "pin.h"
#include <msp430.h>
#include <cstdint>

namespace pin {
    // MSP430 aliases
    using msp430_port_t = decltype(P1OUT);
    using msp430_pin_t = Pin<msp430_port_t, std::uint8_t>;
}
  • using msp430_port_t = decltype(P1OUT); - псевдоним типа, в данном случае можно было бы спокойно заменить на Cи typedef decltype(P1OUT) msp430_port_t - это дело вкуса и стиля

  • decltype(P1OUT) - в большинстве случаев нам не нужно знать какой там именно у микроконтроллера порт - 8, 16 или 32 бит, но его тип нам понадобится т.к. проверку типов на этапе компиляции никто не отменял

  • Pin<msp430_port_t, std::uint8_t> - псевдоним шаблона, кто это такой и зачем он нужен станет понятно чуть дальше

non-copyable.h

// C++ compile time check idiom: Non-Copyable Class
// TODO: inheritance approach bloats the code size
class NonCopyable {
protected:
    NonCopyable(NonCopyable const&) = delete;
    NonCopyable& operator=(NonCopyable const&) = delete;
    NonCopyable() = default;
};

Конструктор копирования... В вежливой форме предлагаю его сразу отключать и забыть - для этого достаточно просто наследовать классы от класса NonCopyable. В таком случае кривой код, пытающийся создать побитовую копию объекта просто сломает компиляцию и это правильно.

rgb.h

#include "hal.h"
#include <array>

namespace rgb {

    using namespace pin;

    class RgbStripLayer : NonCopyable {

        template<msp430_port_t& p1, msp430_port_t& p2> struct MonoStrip;
        static MonoStrip<P1OUT, P2OUT> red;
        static MonoStrip<P3OUT, P4OUT> green;
        static MonoStrip<P5OUT, P6OUT> blue;

    public:
        // mem: value initialization
        RgbStripLayer(): mem() {}

        static constexpr std::size_t STRIP_SZ = 2*8;

        struct RGB {
            bool r, g, b;
        };

        std::array<RGB, STRIP_SZ> mem;

        static constexpr RGB RED = { 1, 0, 0 }, GREEN  = { 0, 1, 0 }, 
                         BLUE    = { 0, 0, 1 }, YELLOW = { 1, 1, 0 }, 
                         CYAN    = { 0, 1, 1 }, VIOLET = { 1, 0, 1 }, 
                         WHITE   = { 1, 1, 1 }, BLACK  = { 0 };

        void flush();

        RgbStripLayer& operator += (const RgbStripLayer& layer);
    };
}

Итак ООП.

  • все поля и методы классов class (а также структур struct) имеют права доступа - по умолчанию все содержимое класса является доступным для чтения и записи только для него самого т.е. закрыто (private), а для структуры struct наоборот по умолчанию всё открыто для всех (public)

  • поля red, green, blue в классе RgbStripLayer (слой анимации) статические - все экземпляры этого класса используют одну и ту же копию этих полей и тем самым экономится память RAM

  • std::array - это контейнер для массива фиксированного размера, имеет ту же семантику, что и Cи массивы плюс знает собственный размер, поддерживает присваивание, итераторы и т.д.

  • методы, совпадающие с именем класса это конструкторы, RgbStripLayer(): mem() {} это конструктор по умолчанию т.к. не содержит аргументов, в нашем случае в конструкторе контейнер mem инициализируется нулями

  • слои анимаций RgbStripLayer можно смешивать между собой - для этого перегружен оператор +=

rgb.cpp

#include "rgb.h"

namespace rgb {

    template<msp430_port_t& p1, msp430_port_t& p2>
    struct RgbStripLayer::MonoStrip : NonCopyable {
        msp430_pin_t leds[STRIP_SZ] = {
            { p1, 0 }, { p1, 1 }, { p1, 2 }, { p1, 3 },
            { p1, 4 }, { p1, 5 }, { p1, 6 }, { p1, 7 },
            { p2, 0 }, { p2, 1 }, { p2, 2 }, { p2, 3 },
            { p2, 4 }, { p2, 5 }, { p2, 6 }, { p2, 7 },
        };
    };

    decltype(RgbStripLayer::red) RgbStripLayer::red;
    decltype(RgbStripLayer::green) RgbStripLayer::green;
    decltype(RgbStripLayer::blue) RgbStripLayer::blue;

    void RgbStripLayer::flush() {
        for (auto i = mem.size(); i--;) {
            red.leds[i].set(mem[i].r);
            green.leds[i].set(mem[i].g);
            blue.leds[i].set(mem[i].b);
        }
    }

    RgbStripLayer& RgbStripLayer::operator += (const RgbStripLayer& layer) {
        for (auto i = mem.size(); i--;) {
            mem[i].r |= layer.mem[i].r;
            mem[i].g |= layer.mem[i].g;
            mem[i].b |= layer.mem[i].b;
        }

        return *this;
    }
}
  • объявление класса и реализация в отдельных файлах в С++ не является обязательной, однако позволяет при необходимости ускорить сборку проекта за счёт т.н. раздельной компиляции - также как и в Си собственно

  • шаблоны C++ позволяют задавать обобщённые алгоритмы без привязки к некоторым параметрам - в случае c MonoStrip это конкретные порты ввода вывода p1, p2 различные у каждого цвета, код шаблона сгенерируется на этапе компиляции и в этом они схожи с макросами Си

  • каждый класс в C++ использует свое пространство имен, если внутри класса записано только объявление, реализация должна быть определена в другом месте с помощью операции доступа к области видимости ::

Ну и последний класс он совсем простой - каждая нога микроконтроллера это объект. За счёт использования шаблонов класс Pin ничего не знает об архитектуре микроконтроллера - тип данных порта ввода-вывода является параметром шаблона:

pin.h

#include "non-copyable.h"

namespace pin {
    template<typename port_t, typename pos_t>
    class Pin : NonCopyable {
        port_t& m_port;
        const port_t m_mask;
    public:
        Pin(port_t& port, const pos_t pos): m_port(port), m_mask(1 << pos) {}

        void set(const bool v = true) {
            if (v) {
                m_port |= m_mask;
            } else {
                clr();
            }
        }

        void clr() {
            m_port &= ~m_mask;
        }
    };
}
  • если тело метода определено при объявлении класса, метод автоматически являются встроенным (inline) - обычно встроенными делают короткие методы

  • аргументы функций в С++ могут иметь значения по умолчания как например const bool v = true , это же можно было бы сделать и с помощью перегрузки функций

Далее паттерн декоратор.

Comments !

links

social